?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

современники в бронзе

Памятник Загиру Исмагилову (Театральный сквер возле Гостиного двора)
скульптор Х. Хабибрахманов, архитектор С. Голдобин



фото: binka08022008

Этот известный башкирский композитор, автор оперы «Салават Юлаев», именем которого названа Академия искусств, умер относительно недавно – в 2003 году. Его, как нашего современника, помнят и любят многие из тех, кто с ним учился и работал. Казалось бы, это большая удача для скульптора – иметь возможность получить советы современников и даже ближайших родственников портретируемого. Тем не менее, то ли родственники не смогли внятно обрисовать его внешность, то ли скульптор увлекся обобщением, но многие считают этот скульптурное воплощение Загира Исмагилова весьма далеким от реального человека, которого они знали. Был даже как-то замятый скандал с родственниками.

хотя в прессе, разумеется, все до наоборот:
Х. Хабибрахманов: На фотографиях, что я смотрел, в глазах его были теплота душевная, открытость, мне это очень понравилось. Я создавал образ - от курая до оперы, и перевоплощение курайного мотива в классическую музыку прослеживается - через его руки, тело... Елян (башкирская одежда), накинутый на пиджак, тоже ассоциативно переходит во фрак. Ну и складки - не просто складки, а ритм мелодии, волна звуковая идет по ним. Ножки банкетки тоже придают ритм и подлинность - сидит Загир Гарипович у рояля. В руках - курай, символ башкирской музыки. Были подсказки, что образ надо европеизировать, но в первую очередь он творец национальной музыки и должен быть от народа исходящим.
       ...Я бывал у Исмагиловых дома - смотрел, слушал. Супруга показывала вещи Загир-агая: очки, ботинки, курай. Родные консультировали и в мастерской, одобрили.


Попыткой решить памятник исключительно в символическом ключе обусловлена эта вычурная поза изображаемого: он сидит с кураем в руке, смотря куда-то в сторону от Академии искусств, названной его именем. Анатомические ошибки привели к тому, что плечевой сустав оказывается вывернутым, да и сама рука, приподнятая в каком-то неестественном, но наверное, по замыслу, очень поэтическом жесте, выглядит очень странной. Как, собственно, и курай, который висит в воздухе непонятно на чем. Столь же вольно скульптор обращается и со складками одежды, многие из которых явно надуманны – поэтому на брюках они вместо того, чтобы выгодно подчеркнуть линию ноги, создают диспропорцию и неряшливость облика.

Что касается архитектурного расположения памятника, то оно вызывает не меньшие сомнения. Если с другими объектам этой территории все понятно – Авиационный институт, Кировская администрация, Баштрансгаз - их территориальные притязания вполне обоснованны. Но почему памятник, относящийся к сфере искусств, находится рядом с совершенно технологическим объектом – венткамерой Гостиного двора, совершенно непонятно. В результате он вступает в противоречие со сферой влияния, так как перестает получать сигнал от «родины», как от Оперного театра, так и от Академии искусств, и становится на положении короля в изгнании.


фото: bashvest.ru

Если бы в дальнейшем его додумались хотя бы окружить плотным кустарником, чтобы он очутился в более эстетичной парковой среде, то это было бы более гуманно по отношению как к зрителю, так и к памяти башкирского композитора. Сейчас же фоном ему служат – пустые заделы рядом с мусорными баками, парковка и задник венткамеры. Нарезанные вокруг него оси, выложенные плиткой, тоже весьма случайны – они выходят ниоткуда, и никуда не ведут. Зритель может подойти к памятнику с двух сторон – через центральную аллею, от входа в гостиницу «Агидель», но сильно уклоняясь в сторону, или со стороны Гостиного двора – прямо от помойки. Тех, кто чтит память Загира Исмагилова, это несколько обескураживает.

потом его немного передвинули и водрузили на постамент

фото: bashvest.ru

до открытия он стоял, стыдливо закрытый тканью

фото: infoman.ru

Единственным достоинством этого памятника можно посчитать, что отлит он был целиком в самой Уфе, а не в Нижнем Тагиле или Петербурге, как ранее делалось при отливке памятников такого большого размера. В этом случае профессионализм литейщика позволил автору сделать определенное достижение.

(А. Пантелеев, К. Абрамичева. Каменные гости столицы // Гипертекст, 8/2007)

Comments

applex
Feb. 19th, 2010 12:49 pm (UTC)
А можно попросить объективно положительные отзывы?
Вы хотите заказать нам исследование:?)
norritt
Feb. 19th, 2010 01:19 pm (UTC)
Денег не хватит. Меня интересует, что же у нас в городе есть интересного, чтобы показать не стыдно было. А то только СЮ да монумент. Надоело как-то )

Все за последний месяц

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Ключевые темы

Профиль

ru_ufa
:: Уфа ::
Powered by LiveJournal.com