?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

современники в бронзе

Памятник Загиру Исмагилову (Театральный сквер возле Гостиного двора)
скульптор Х. Хабибрахманов, архитектор С. Голдобин



фото: binka08022008

Этот известный башкирский композитор, автор оперы «Салават Юлаев», именем которого названа Академия искусств, умер относительно недавно – в 2003 году. Его, как нашего современника, помнят и любят многие из тех, кто с ним учился и работал. Казалось бы, это большая удача для скульптора – иметь возможность получить советы современников и даже ближайших родственников портретируемого. Тем не менее, то ли родственники не смогли внятно обрисовать его внешность, то ли скульптор увлекся обобщением, но многие считают этот скульптурное воплощение Загира Исмагилова весьма далеким от реального человека, которого они знали. Был даже как-то замятый скандал с родственниками.

хотя в прессе, разумеется, все до наоборот:
Х. Хабибрахманов: На фотографиях, что я смотрел, в глазах его были теплота душевная, открытость, мне это очень понравилось. Я создавал образ - от курая до оперы, и перевоплощение курайного мотива в классическую музыку прослеживается - через его руки, тело... Елян (башкирская одежда), накинутый на пиджак, тоже ассоциативно переходит во фрак. Ну и складки - не просто складки, а ритм мелодии, волна звуковая идет по ним. Ножки банкетки тоже придают ритм и подлинность - сидит Загир Гарипович у рояля. В руках - курай, символ башкирской музыки. Были подсказки, что образ надо европеизировать, но в первую очередь он творец национальной музыки и должен быть от народа исходящим.
       ...Я бывал у Исмагиловых дома - смотрел, слушал. Супруга показывала вещи Загир-агая: очки, ботинки, курай. Родные консультировали и в мастерской, одобрили.


Попыткой решить памятник исключительно в символическом ключе обусловлена эта вычурная поза изображаемого: он сидит с кураем в руке, смотря куда-то в сторону от Академии искусств, названной его именем. Анатомические ошибки привели к тому, что плечевой сустав оказывается вывернутым, да и сама рука, приподнятая в каком-то неестественном, но наверное, по замыслу, очень поэтическом жесте, выглядит очень странной. Как, собственно, и курай, который висит в воздухе непонятно на чем. Столь же вольно скульптор обращается и со складками одежды, многие из которых явно надуманны – поэтому на брюках они вместо того, чтобы выгодно подчеркнуть линию ноги, создают диспропорцию и неряшливость облика.

Что касается архитектурного расположения памятника, то оно вызывает не меньшие сомнения. Если с другими объектам этой территории все понятно – Авиационный институт, Кировская администрация, Баштрансгаз - их территориальные притязания вполне обоснованны. Но почему памятник, относящийся к сфере искусств, находится рядом с совершенно технологическим объектом – венткамерой Гостиного двора, совершенно непонятно. В результате он вступает в противоречие со сферой влияния, так как перестает получать сигнал от «родины», как от Оперного театра, так и от Академии искусств, и становится на положении короля в изгнании.


фото: bashvest.ru

Если бы в дальнейшем его додумались хотя бы окружить плотным кустарником, чтобы он очутился в более эстетичной парковой среде, то это было бы более гуманно по отношению как к зрителю, так и к памяти башкирского композитора. Сейчас же фоном ему служат – пустые заделы рядом с мусорными баками, парковка и задник венткамеры. Нарезанные вокруг него оси, выложенные плиткой, тоже весьма случайны – они выходят ниоткуда, и никуда не ведут. Зритель может подойти к памятнику с двух сторон – через центральную аллею, от входа в гостиницу «Агидель», но сильно уклоняясь в сторону, или со стороны Гостиного двора – прямо от помойки. Тех, кто чтит память Загира Исмагилова, это несколько обескураживает.

потом его немного передвинули и водрузили на постамент

фото: bashvest.ru

до открытия он стоял, стыдливо закрытый тканью

фото: infoman.ru

Единственным достоинством этого памятника можно посчитать, что отлит он был целиком в самой Уфе, а не в Нижнем Тагиле или Петербурге, как ранее делалось при отливке памятников такого большого размера. В этом случае профессионализм литейщика позволил автору сделать определенное достижение.

(А. Пантелеев, К. Абрамичева. Каменные гости столицы // Гипертекст, 8/2007)

Comments

norritt
Feb. 19th, 2010 09:05 am (UTC)
Вот я читаю последнюю неделю сообщество. Очень интересно, много информации, всё такое. Только информация какая-то негативная, по принципу «всё плохо у нас с архитектурой, скульптурой и дизайном». А можно попросить объективно положительные отзывы? Хочется же знать не только плохие стороны и неудачные архитектурные решения, но и примеры удачных и интересных.
Лучше всего, конечно, чередовать — один позитив, один негатив, или ещё как. Причём, очень большая просьба, чтобы оценивались равно как новострои, так и «старая гвардия» — не бывает же так, что всё новое дурно́ и ужасно.
criticessa
Feb. 19th, 2010 09:20 am (UTC)
все верно: избыток позитива в официальной прессе порождает избыток негатива в неофициальной. слишком часто нам приходится скрежеща зубами слышать, как в Башкортостане все спокойно. а иногда даже писать об этом.

к тому же, у нас комьюнити и некоторое время назад возикла идея: давайте выкладывать свои любимые места в Уфе. пока мало кто это сделал! лично мне скучно писать о хорошем, ну сделано по законам гармонии и что дальше? нет перспективы для анализа никакой, значит, нет драйва. вот у вас есть любимые места? так напишите нам о них.
norritt
Feb. 19th, 2010 10:00 am (UTC)
О своих любимых местах в Уфе (а их немного, т.к. я типичный домосед) я могу написать с чисто обывательской точки зрения. Вот мне например понравилось оформление тыла конгресс-холла, террасами с ёлочками. Симпатично, есть где пройти и детям побеситься. Но я же обыватель, не могу уловить какие-то аллюзии, перепевы известных мотивов. Вот как бывает, читаешь книгу и видишь что автор с кем-то полемизирует, упоминает чьё-то творчество. А если я не знаю того, с кем идёт полемика, то и не пойму что это именно она, для меня получается чуждое (или не очень — зависит от мастерства) вкрапление. И тут аналогично: если я не знаю, что раньше был план сделать сквер «за спиной Шаляпина», то я об этом и не догадаюсь. Если я не знаю образцы мировой архитектуры, то я и не догадаюсь, откуда мотивы в том или ином здании, и, главное, насколько они удачно повторены и развиты. Я не прошу Вас читать лично мне курсы по мировой архитектуре, но было бы приятно посмотреть на удачные образцы (в рамках Уфы), посмотреть их историю создания, эскизы, ещё что-либо. Это и подвигнет меня не только на исследование своего города, но и прочитать что-либо по мотивам повествования.
Конечно, «как не надо» — это очень и очень важно, но и про позитивные примеры просьба не забывать.
А касательно того, как у нас всё замечательно — я уже очень давно не смотрю телевизор и не читаю газет. Но, насколько я помню, там тоже не показывают «удачных образцов объектов культуры». Максимум — недавно опубликованное убожество, про качество которого вообще неохота говорить.
criticessa
Feb. 19th, 2010 10:13 am (UTC)
ну хорошо, мы прислушаемся к вашим пожеланиям )
norritt
Feb. 19th, 2010 10:15 am (UTC)
Благодарю :)
applex
Feb. 19th, 2010 12:49 pm (UTC)
А можно попросить объективно положительные отзывы?
Вы хотите заказать нам исследование:?)
norritt
Feb. 19th, 2010 01:19 pm (UTC)
Денег не хватит. Меня интересует, что же у нас в городе есть интересного, чтобы показать не стыдно было. А то только СЮ да монумент. Надоело как-то )
gulov
Feb. 19th, 2010 08:12 pm (UTC)
ну я могу только от себя добавить-информация предоставляется строго информативно, выводы делают комментарии, т.е. люди имеют представление о том, что было и что сейчас
а дальше это как Б на душу положит

Все за последний месяц

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Ключевые темы

Профиль

ru_ufa
:: Уфа ::
Powered by LiveJournal.com